По святым местам Тюмени, Ишима и Чимеево

По святым местам Тюмени, Ишима и Чимеево

941
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

С 29 апреля по 3 мая 2014 года по благословению Преосвященного владыки Павла состоялась паломническая поездка Воскресной школы храма в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками) во главе с настоятелем иереем Николаем Силиным по святым местам городов Тюмени, Ишима и села Чимеево. С молебна, напутственного слова и благословения началась наша долгожданная паломническая поездка.

Фотоотчет    Видеоотчет

Рано утром 30 апреля на перроне вокзала Тюмени нашу группу встречал отец Петр, возглавлявший наш приход до 2012 года. Подкрепившись в кафе наш путь паломничества начался с Тюменских храмов и монастырей. Первый храм, который мы посетили, стал Знаменский собор, благочинным которого является протоиерей Петр Егоров. Знаменская церковь была основана в 1624 году по благословению Тобольского епископа Варлаама. Главной святыней храма является икона Божией Матери «Знамение», который с 1852 года стал почитаться как чудотворной и был перенесен за правый клирос. Первое чудо, связанное с иконой, относится ко времени эпидемии холеры, разразившейся в середине 19 века. Благодаря крестному ходу с чудотворной иконой вокруг Тюмени болезнь прекратилась. О многих святынях поведал нам отец Петр, но особо отметил икону Божией Матери «Всех скорбящих Радость» (с грошиками), к которой ежедневно молитвенно обращается перед началом службой. Сам храм состоит из 3-х приделов: иконы «Знамение» Пресвятой Богородицы, святителя Николая Чудотворца и 3-х святителей Ионна Златоуста, Дмитрия Ростовского и Ионна Тобольского.

Паломническая группа воскресной школы храмаПосле Знаменского собора мы посетили Свято-Троицкий мужской монастырь, главной святыней которого являются мощи святителя Филофея (Лещинского), возглавлявшего Тобольскую кафедру с 1702 года. Святитель Филофей особо полюбил эту обитель, расположенную на красивом берегу реки Туры. В 2006 году состоялось обретение мощей Апостола Сибири, митрополита Тобольского и Сибирского Филофея, просветившего в 18 веке светом Христовой веры более 40 тысяч коренных жителей Сибирского края. Приложившись к святыням монастыря следующим храмом, который мы посетили, стал Вознесенско-Георгиевский храм на Заречной части города. Храм был построен в середине 18 века и был деревянным до конца 19 века, когда его реконструировали в каменную церковь. В годы лихолетья храм подвергся запустению и до 1976 года принадлежал администрации овчинно-шубного завода. Лишь спустя 66 лет после запустения в 1996 году храм был возвращен верующим. Знаменателен храм тем, что под его спудом с 1923 по 2006 год покоились мощи святителя Филофея (Лещинского). Главной святыней храма являются чудотворные иконы святителей Иоанна Тобольского и Феодосия Черниговского.

По святым местам Тюмени, ТобольскаНаш паломничество продолжилось в Богородично-Рождественском Ильинском женском монастыре. История обители началась с 16 века, когда была построена первая Ильинская приходская церковь и основана женская монашеская община. Сам монастырь повторно был открыт в 2003 году. Особо запомнилось нашей группе то, что при монастыре организован детский приют «Отрада», полностью окормляющийся насельницами монастыря. Со времени создания приюта из стен заведения было выпущено несколько десятков выпускников, для которых на всю жизнь монашеская Богородично-Рождественская Ильинская община останется единственным родным домом и приютом.

По благословению отца Петра наша группа также посетила строящийся Кафедральный Собор Благовещения Пресвятой Богородицы. В заключения нашего первого дня паломничества мы посетили еще один небольшой, но очень уютный храм в честь святителя Николая Чудотворца. С благодушием в сводах прекрасного храма нас встретил его настоятель протоиерей Ростислав. Наш продолжился к православным святыням Ишимско-Аромашевской епархии Тобольско-Тюменской митрополии.

Утро 1 мая началось для нас с традиционного соборного утреннего правила и сбора в паломническом автобусе. На все время пребывания в Ишимско-Аромашеской епархии нашим постоянным спутником и гидом стал краевед Приишимья и сотрудник культурного центра П.П.Ершова Геннадий Крамор. Сам город был основан в 1687 году под именем Коркиной Слободы. С 1721 года с Слободе стала регулярно проходить Никольская ярмарка, а с 1782 года по указу императрицы Екатерины II Коркина Слобода была переименована в город Ишим, а главным символом города стал золотой карась.

Наше паломничество по Ишиму началось с Покровского храма, архитектура которого является ярким примером деревянного зодчества русского севера. Ярко и захватывающе рассказывал нам Геннадий об истории Ишимского православия. Со слов Геннадия до революции в Ишиме было 6 храмов: 4 отдельно стоящих и 2 домовых. И самое главное, что все здания храмов сохранились до наших дней. Покровский храм был построен самым последним, в 1916 году, перед самой революцией. Судьба храма была драматична. Это единственный полностью сохранившийся деревянный храм на территории всего Приишимья. Храм пытались закрыть неоднократно . С 1937 по 1945 гг. он был закрыт в результате всеобщего гонения на православие. В 1959 году храм пытались закрыть повторно в самый разгар хрущевских гонений, но чудесным образом согласно местному преданию его удалось отстоять верующим. Иконы храма разностильные, спасенные из разных храмов Ишима и приишимья, история многих икон неизвестна. Главными святынями храма являются список Абалацкой иконы Божией Матери, распятие и Спас нерукотворный в киоте. Осенью 2002 года при уборке храма, когда икону чистили обнаружили изображение Спаса на обратной стороне стекла. С благоговением наша группа приложилась к святыням храма.

Следующий храм по пути нашего следования стал Никольский, но прежде, чем приложится к его святыням наш путеводитель Геннадий провел к знаменитому на всю Россию памятнику Прасковьи Григорьевны Луполовой. На табличке скульптуры написано «Прасковье Луполовой, явившей миру подвиг дочерней любви. Ишим — С.Петербург. 1803 — 1804 гг.» Нравственный подвиг Прасковьи получил широкое освещение в отечественной и зарубежной литературе. Многие известные произведения берут начало с подвига хрупкой девушки Прасковьи.

Никольский храм был построен в 1891 году. В 1937 года, когда в Ишиме арестованы были все священники, храм был закрыт и переоборудован в зернохранилище, многие святыни храма тогда не сохранились. И только осенью 1944 года храм был возвращен прихожанам. Нынешний иконостас в резьбой появился в середине 1980-х годов при настоятельстве протоиерея Феодора Олексюка, 23 года возглавлявший местный приход. Отец Феодор стоял у истоков возрождения православия в городе Сургуте. В 1987 году отец Феодор будучи благочинным по Тюменской епархии организовал новый приход в городе Сургуте и именно его попечением был открыт в те годы Никольский приход Сургута. В храме несколько святынь: образ Божией Матери «Знамение», образ святителя Николая Чудотворца и икона Божией Матери «Абалацкая».

Самой яркой была наша встреча с владыкой Евтихием, настоятелем Богоявленского собора Патриаршего подворья. Храм знаменит тем, что в нем 22 февраля 1815 года принял Святое Таинство Крещения русский писатель Петр Павлович Ершов, автор сказки «Конек-Горбунок». Владыка Евтихий является уроженцем города Ишим и всю свою жизнь посвятил родному городу. Важнейшей заслугой владыки Евтихия является историческое восстановление канонического единства Русской православной церкви. Много он рассказывал о себе, о жизненном своем пути, о его служении в церкви. Но его наставления о том, чтобы мы хранили веру и держались Матери Церкви, для нас стали более бесценными.

Богоявленский собор был воздвигнут в 1793 году и является важнейшим историческим и духовным центром города. Это был самый первый каменный храм в Ишиме. Архитектурный стиль храма чаще относят к «сибирскому барокко». В соборе 3 престола: во имя Богоявления Господня, во имя святителя Николая Чудотворца и Успения Божией Матери.

Являясь сотрудником культурного центра П.П.Ершова наш путеводитель Геннадий пригласил в музей Ершова. Нас ждала увлекательная и познавательная экскурсия и рассказ о творчестве Петра Павловича.

1 мая стал необыкновенно насыщенным днем. После посещения храмов Ишима наш путь продолжился в село Черемшанка на святой источник в честь Иоанна Предтечи, но прежде по дороге мы посетили небольшой Екатерининский храм в селе Шаблыкино.

Святой Иоанновский источник берет свое начало с 18 века, чудесным образом он появился на месте, где была обретена икона Иоанна Предтечи. Мы все группой приняли обливание святой водой и на такой радостной ноте закончился наш второй день паломничества.

Выспавшись в гостинице «Знаменская» следующий паломнический день был посвящен поездке в один из главных духовных центров Урала и Зауралья — Чимеево. Село Чимеево находится в Белозерском районе Курганской области. Чимеево — старинное село, которое было основано еще в 1681 году. Самым первый храм в селе был построен сразу же и освящен в честь равноапостольных Константина и Елены. Но после того, как церковь сгорела местные жители решили построить новый храм, но поскольку средств на каменный храм тогда не хватило, решили построить такой же деревянный. В 1890 году храм был построен и освящен и чудесным образом сохранился до наших дней.

Главной святыней храма является чудотворная икона Божией Матери «Чимеевская», обретена она была почти 300 лет назад. Однажды ребятишки играли на берегу реки и вдруг увидели большую черную «доску», плывущую против течения реки. Вдруг она через какое-то время, попав в водоворот, остановилась возле них. Ребятишки увидели женское лицо с огромными обращенными к ним глазами. После такого чудного явления икону крестным ходом перенесли в храм. Слава о чудесном явлении Казанской иконы Божией Матери быстро распространилась по всей округе. 5 ноября 1770 года деревянный храм, в котором пребывала икона, сгорел дотла. Село замерло от горя. Но чудотворная икона и здесь явила свою благодать. Разгребая пепел все увидели просиявший лик Богородицы, икона осталась целой и невредимой. После постройки на месте сгоревшего нового Казанско-Богородицкого храма икона Божией Матери «Чимеевская» постоянно находится в нем. В 1943 году местная власть решила переоборудовать храм под зернохранилище, все иконы и утварь были заброшены в алтарь. И только чудотворную икону Божией Матери «Чимеевскую» не смогли сдвинуть с места. Тогда председатель совета, руководивший работами, пригрозил на утро разрубить икону топором, но ночью у него открылось сильное кровотечение и через несколько дней он скончался. В 1947 году храм окончательно вернули верующим и с тех больше не закрывали.

17 июля 2002 года решением Синода Русской Православной Церкви и по благословению Патриарха Алексия II в селе Чимеево на месте прихода был открыт Казанско-Богородицкий мужской монастырь.

На Руси обычно на месте, где являлась чудотворная икона, Господь открывал и святой источник. В полутора километрах к северу от Чимеево находится известный Чимеевский святой источник. Каждый из нас ощутил особую благодать святого источника, многие искупались и набрали воду.

Заключительный день паломничества был посвящен поездке в село Каскары на приход Казанской иконы Божией Матери, образованный в 1998 году. Настоятелем прихода является наш любимый батюшка протоиерей Петр Егоров. Совершив благодарственный молебен отец Петр всех благословил, окропил святой водой и проводил в ДК «Юность» на праздничное Пасхальное мероприятие, подготовленное воспитанниками Воскресной школы Казанского прихода села Каскары. Нам показали спектакль «Похождение Пасхального яйца», прочитали сказку «Всякое дыхание да хвалит Господа» и хором пропели пасхальные песнопения. В ответ дети нашей Воскресной школы приподнесли пасхальный подарок — сценку «Христос Воскресе!»

Взаимное духовное общение стало кульминацией нашей встречи с приходом Казанской иконы Божией Матери. Завершилось наше паломничество приложением к Святому Кресту, на месте которого благословлено построить новый Казанский храм, и посещением Пасхального фестиваля во дворце культур г. Тюмени «Строитель».

Паломничество является одним из важнейших средств, с помощью которого можно неприметно, но действенно укреплять в семьях благочестие и способствовать воспитанию детей в духе веры и благоговения к святыням. В условиях терпения жажды и недостатка обилия пищи формируются в детях воздержание в еде и удовольствиях, условия перенесения трудностей способствуют усмирению плоти, исполнение послушаний помогают развитию в детях сострадания и любви к ближнему, требования к дисциплине формируют самоконтроль и ответственность, а рассказы о святых, о чудесах и исцелениях помогают укреплять веру. Созерцая величие храмов и монастырей юные детские души обретают благоговение и осознание величия Божия.

Несомненно, каждый из нас почерпнул в этой благодатной поездке богатую духовную мудрость и благодать Божию, которые еще долгое время будут согревать и обогащать наши души, а семена веры со временем принесут обильные плоды благочестия.

Александр Федоров

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ