Россия возрождаемая. Ильина Гора

Россия возрождаемая. Ильина Гора

373
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Как велика и прекрасна наша Родина! С её могущественными и извилистыми полноводными реками, глубокими, простирающимися до горизонта, зеркально чистыми озерами, густыми, непроходимыми и изобилующими богатствами лесами, высокими до небес и неприступными обрывистыми горами, широкими, щедро украшенными разнотравьем полями и бескрайними, покрывающимися зимой белым пушистым снежным одеялом степными просторами.

Ильина ГораВсю эту красоту и богатство бережно сохранили и передали нам по наследству наши далекие прадеды, почитавшие выше всего Бога и родное Отечество. Но самое главное богатство, которое они нам оставили, – это устремляющиеся золотыми куполами ввысь величественные храмы Божии. Ставились они испокон веков православным Боголюбивым народом, как говорится, всем миром. Их ставили и в больших городах, и в малых деревушках, в крупных монастырях и в отдаленных отшельнических скитах. Ставили повсюду, чтобы всегда и везде непрестанно, денно и нощно, устремлялась к Богу, как благовонный фимиам, молитва.

На Руси любую деревню, в которой ставили храм, всегда называли селом. Построенный в деревне храм становился центром сельского прихода, объединявший собою несколько близлежащих деревень. Наверное, не счесть таких сельских храмов, что было до революции на нашей многострадальной родной матушке земле. Лишь десятки из них удалось сохранить в первозданном виде, благодаря мужеству и самоотверженности глубоко верующих сельских жителей того времени. Вот и на берегах живописной реки Суры простерлись такие же замечательные, красивые и неповторимые в своем архитектурном стиле церкви Божии. Берега Поволжья издревле заселяли такие коренные народы, как мордва, марийцы и чуваши, жившие до просвещения христианством глубоким язычеством. Прошло уже более тысячилет, как мордовский народ соединился с Русью, более пятисот лет, как чуваши и марийцы добровольно вошли в состав Российского государства. Благодаря русским миссионерам и просветителям свет христианства просиял и на обширных просторах Поволжья и присурья, так что за долгие столетия православная вера глубоко укоренилась и в некогда бывших языческих народах древней Волжской Булгарии.

отец Алексий ОньковВ одном из таких селений на берегу реки Суры в начале ХХ века местными благочестивыми жителями был возведен величественный и добротный каменный храм в честь пророка Божия Илии. Это селение, входившее в то время в состав Курмышского района Арзамаского уезда Нижегородской губернии, до возведения храма незамысловато именовалось деревней Пряслово. Название Пряслово брало свое начало от слова «прясть», то есть рукодельничать. Вплоть до XIX века селение занималось в основном только рукоделием, однако после появления в нем ремесленников, которых в царское время стали ссылать сюда за всевозможные провинности, здесь начали появляться ремесленные мастерские. Деревня стала богатой, почти каждое подворье обзавелось тогда своей мастерской. Но более всего деревня прославилась изготовлением добротных кирпичей. Это сильно повлияло на местную архитектуру села. Почти каждое подворье к началу XX столетия имело добротный кирпичный дом. Не каждое село в то время могло похвастать такими богатыми кирпичными домами.

Росла деревня, росли и нужды местных жителей. Вскоре в деревне построили небольшую деревянную церковь, впоследствии освященную в честь преподобного Серафима Саровского, в то время недавно канонизированного Русской Православной Церковью. Но недолго суждено было простоять первому храму. К великой скорби прихожан, первоначальный Главный придел храма пророка Илиидеревянный храм сгорел. Тогда жители решили построить в деревне большой каменный храм. Согласно местному преданию, бережно сохранившемуся благочестивыми старожилами села, в то время с верховьев реки Суры мимо Пряслово в очень дорогом окладе проплывала икона пророка Божия Илии. Местные жители выловили икону и в честь нее в 1910 году построили одноименный храм из стройматериалов собственного производства. Шестиглавый храм стал трехпридельным, самый главный из которых освятили в честь пророка Илии, а правый — в честь Николая Чудотворца. Левый придел завершить не удалось из-за революции. После такого значимого события деревня Пряслово была переименована в село Ильина Гора. Службы в храме стали проходить регулярно при большом стечении богомольцев. Местные старожилы до сих пор вспоминают торжественность служб и былое великолепие храма. Его своды были богато украшены иконописью из евангельских событий земной жизни Господа нашего Иисуса Христа и Божией Матери.

Благоустройство храмаСтрогий архитектурный стиль, напоминающий величественные черты византийских православных храмов, с первого же взгляда заставляет буквально влюбиться в красоту его богатырских и в то же время изящных форм. Возвышающийся над берегами реки Суры, величественный сельский храм стал драгоценной жемчужиной всего присурского края. Его массивный стан по прежнему красуется на всю близлежащую окрестность и виден на многие километры в округе. Огромный купол храма, напоминающий необъятный небесный свод, производит неописуемое впечатление на приезжих паломников. Оказавшись в центре храма, всеми членами организма начинаешь незримо ощущать безупречную его акустику, заставляющую хоть на мгновение забыть обо всех своих земных суетных делах и помышлениях. Каждую пядь храма строители постарались благоукрасить неповторимыми узорами и орнаментами, искусно выполненными, казалось бы, из грубого и неподдающегося укрощению кирпича. Приглядевшись к сводам наружных стен храмового комплекса, можно уловить первоначальный замысел строителей в придании массивному строению некоей воздушности, такой, чтоб каждый прихожанин, находясь рядом с ним, незаметно для себя начинал ощущать неповторимую легкость и нежность форм могучего великана. Рядом с таким прекрасным и великолепным храмом начинает стираться своеобразная грань предела восхищения души.

В советское время в 1936 году храм был закрыт безбожниками, и явленная икона пророка Божия Илии была безвозвратно утеряна. Судьба местного духовенства разделила общую скорбную участь многих священнослужителей того времени. Их арестовали и с тех пор, к сожалению, уже ничего о них неизвестно. Сам храм, как и многие храмы того времени, превратили в сельский клуб, затем в колхозное зернохранилище. Остается только удивляться и сожалеть о такой резкой и лавинообразной метаморфозе нравственности человеческой души, которая в одночасье смогла развернуться диаметрально противоположно от спасительных тропинок вечности. И только израненная кирпичная кладка, окаймляющая своды величественного храма, теперь напоминает те жестокие годы богоборья и лихолетья.

Почти сразу же после прекращения гонений здание храма было возвращено Церкви. Когда в 1993 году местные власти передавали храм Чебоксарско-Чувашской епархии, он представлял из себя надруганный и оскорбленный архитектурный памятник, но даже в таком плачевном и удрученном состоянии он смог остаться непокоренным и не сломленным духом. Никто тогда не мог и представить возможные сроки начала возобновления Богослужений. Предстояла долгая и кропотливая работа по возрождению внутреннего убранства храма, не прекращающаяся и по сей день. Из многочисленных фресок и иконописей храма иеромонаху Никону, первому постсоветскому настоятелю, удалось восстановить только надалтарную часть росписи «Распятие Христа», был также восстановлен главный летний придел храма в честь пророка Божия Илии, изготовлен и собственноручно расписан иконостас. В 1994 году храм пророка Божия Илии был повторно освящен владыкой Варнавой, архиепископом  Чебоксарским и Чувашским. И вновь затеплились в нем лампады, вновь зазвучали стройные голоса мелодичного клиросного пения, снова стала приноситься бескровная Жертва на Престоле главного алтаря возрожденного храма.

Три года служил и трудился на приходе иеромонах Никон, но внезапно оборванная его жизнь на долгие 14 лет остановила привычный уклад церковной жизни сельского храма. Острая нехватка священнослужителей епархии не оставляла ни малейшей надежды на прошение нового настоятеля. К тому же не решены были и юридические вопросы принадлежности храма Церкви. Лишь в 2010 году после успешно завершенной регистрации храма  итрополит Варнава своим указом назначил новым настоятелем храма иерея Алексия Онькова, одновременно возглавляющего малокарачкинский приход сельского храма в честь Казанской иконы Божией Матери. Нелегко в нынешнее время, но оттого и более благодатно служение приходских священнослужителей в отдаленных от развитой инфраструктуры селениях. В наше время на плечи сельских священников возлагается сугубо ответственная и, казалось бы, даже непосильная ноша восстановления полуразрушенных и поруганных святынь. Зачастую вокруг таких подвижников не оказывается и полдюжины помощников. Принимая очередной храм к восстановлению, в первое время довольно часто приходится служить в холодном храме, без электричества, в отсутствие самых необходимых предметов утвари. Но никогда Всесильный Господь не оставляет своих преданных служителей без своей помощи. Благодаря Господу и Его усердным служителям, возрожденные храмы, будто после зимней спячки, вновь начинают просыпаться и расцветать во всем своем благообразии, во всей своей первозданной красе, вопреки рациональному мышлению обмирщенной части населения.

Возобновляя Богоудное дело иеромонаха Никона, действующий настоятель иерей Алексий продолжил восстановление храма с зимнего придела, освященного в честь Николая Чудотворца. И снова закипела работа! Трудами настоятеля и благочестивых его помощников на глазах вырос новый каркас небольшого иконостаса, покрылись обновленной штукатуркой и побелкой своды стен отремонтированного придела, заменен деревянный пол. В скором времени, с Божией помощью, и в этом приделе затеплятся разноцветные лампадки и высоко вознесется горячая молитва благочестивых богомольцев, самоотверженно продолжающих отдавать все свое время и силы на святое дело возрождения Православия на Руси.

Настанет день и Русь Святая, восставшая из долгого сна, вновь засияет тысячами златоглавых куполов и нальются ее безграничные просторы мелодичным и радостным звучанием колокольного перезвона. Заполнятся храмы Божии тысячами богомольцев, и больше никогда не умолкнет с амвона церкви проповедь Христа Спасителя.

Александр ФЕДОРОВ

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ