Люди Церкви. Служение Богу

Люди Церкви. Служение Богу

812
0
ПОДЕЛИТЬСЯ

Трудно оценить огромнейший вклад духовенства и православных мирян в деле возрождения православной церкви и восстановления поруганных святынь в новейшей истории нашего отечества. Многие из православных храмов и монастырей в безбожное время были разрушены, осквернены и преданы забвению. Практически с нуля приходилось, впрочем, как и сейчас,  начинать восстанавливать православные святыни.

Среди многочисленной плеяды духовенства, отдающих все свои силы, энергию, талант и умение в деле укрепления и становления церкви, особое место занимает старейший клирик соборного храма города Новочебоксарска в честь равноапостольного князя Владимира протоиерей Александр Никитин. В августе сего года на праздник Преображения Господня исполнится 23 года его служения в священном сане.

Отец Александр родился в 1942 году в деревне Сюлескеры Цивильского района Чувашской АССР в семье глубоко верующих родителей Харитоновых Никиты Харитоновича и Спиридоновой Евдокии Спиридоновны. Он стал пятым ребенком в благочестивой семье. В трудные времена гонений большое семейство Харитоновых практически каждый день посещало богослужения. Ежедневно приходилось им пешком ходить в соседнее село Богатырево, которое находится в 7,5 км от родной деревни, на службу в единственно уцелевший после революции храм в честь святителей Гурия, Варсонофия и Германа, Казанских чудотворцев. Мать отца Александра Евдокия Спиридоновна была грамотной женщиной, знала нотную грамоту и пела на клиросе.

Начало служения о.АлександраОтец будущего батюшки Александра был простым крестьянином. Во время войны он сражался в партизанских отрядах, но в 1941 году пропал без вести, так и не увидев своего младшего сына. Мамина же семья отца Александра до революции была зажиточной. Их после смены революции раскулачили, но саму Евдокию Спиридоновну спасло замужество за простым крестьянином Никитой Харитоновичем. После гибели мужа Евдокии Спиридоновне пришлось очень нелегко. Мало того, что семья была очень бедной, ей порой даже нечего было ей есть. К тому же у нее на руках был годовалый грудной ребенок. Поначалу ее не взлюбили в деревне за открытое исповедничество веры Христовой. Не позволяли ей даже собирать полу гнилую картошку после уборки урожая. Большая семья из маленьких детей жила только за счет милостыни, которую подавали местные сердобольные жители. Жизни младенца Александра постоянно угрожала гибель от голода, но вера в Бога спасла семью матушки Евдокии. Многим соседям Евдокия Спиридоновна помогала своей молитвой. Бывало, займется какой-нибудь дом пожаром и начнет угрожать пожаром соседним домам, а мать Евдокия помолиться, обойдет вокруг дома с иконой Богородицы и пожар остановится. Плоды веры не были не замечены соседями и со временем матушку Евдокию стали уважать в деревне, умилительно называя Марией.

о.Александр

— Вон, Божья Матерь Мария идет! — кто-то, бывает, выкрикнет ей в след.

— Какая уж я Мария. У нее был один Сын, а у меня их пятеро, — смиренно отвечала Евдокия.

[cvg-video videoId=’124′ width=’500′ height=’350′ /]

Открытое исповедничество веры Христовой Господь принял и в будущем благословил ее род царственным священством. С самого младенческого возраста отец Александр практически с молоком матери впитывал любовь к вере. Со слов старшей сестры отца Александра Анны в годы войны Евдокия Спиридоновна постоянно приговаривала, прижимая сына к груди, что это мой будущий священник. Крепла любовь к Богу младенца Александра и в 6-летнем возрасте настоятель богатыревской церкви отец Петр благословил его пономарить в алтаре.

Крестный ход в г.Новочебоксарск

Мать отца Александра вместе со старшей дочерью Анной в те тяжелые времена состояли в так называемой «двадцатке». Так называлось официально оформленное собрание верующих и по законам советского времени не имели права закрывать храм, пока община верующих насчитывала не менее 20 человек. В случае недобора религиозное общество упразднялось, а храм закрывался. Когда старшей дочери Евдокии Спиридоновны Анне пришло время получать паспорт в горисполкоме упорно стали настаивать, чтобы она с матерью официально вышли из «двадцатки», но мужество и храброе сердце Ани тогда выдержало давление богопротивников.

о.Александр и прихожанеХрам пытались несколько раз закрыть и взорвать, но самоотверженность верующих не давала ни малейшей возможности стереть с лица села дом Божий. По рассказам старожилов села Богатырево местный активист хотел было вопреки воле народа закрыть и взорвать храм. Собрал вокруг себя несколько богоборцев и пошел от имени советской власти закрывать приход. Но верующие села не позволили ему осуществить свой злой замысел, ему просто не позволили уничтожить церковь. И тогда он сделал судьбоносное заявление верующим, что если Бога нет, тот он завтра вернется с уполномоченными, закроет и впоследствии уничтожит храм, а если есть Бог, то Он его остановит. Какого было изумление всего народа, когда на следующий день разошлась весть по всей окрестности, что этот активист внезапно скончался.  Бог поругаем не бывает, и Он строго покарал упорного богоборца. С тех пор власти больше не осмеливались взрывать храм. Только и смогли в 30-х годах его на время закрыть, и то до начала Великой Отечественной войны.

Свое пастырское служение отец Александр начал в довольно почтенном возрасте 48 лет. К священству Господь вел его особенным путем. Не сразу он стал священником. После службы в армии на погранзаставе он поступил и закончил свердловский железнодорожный техникум, а затем трудился машинистом на хлопчато-бумажном комбинате в Чебоксарах. Тяга к вере в Бога ни на секунду не покидала его и в далеких 70-х и привела к вратам Введенского собора Чебоксар, единственно уцелевшего и действующего храма в столице. Тайком от руководства предприятия он регулярно стал принимать участие в Богослужениях и в 1980 году его благословили стать сторожем Введенского собора. Долгие 7 лет удавалось отцу Александру совмещать работу на ХБК со сторожем храма, никто и не подозревал тогда о его втором тайном месте работы.

С 1987 года началась оттепель для русского православия, стали постепенно возрождаться обители Божии. В августе 1988 года владыкой Варнавой по многочисленным прошениям верующих было благословлено открытие в Новочебоксарске молельного дома. 5 сентября в горисполкоме было зарегистрировано православное религиозное общество и утвержден церковный совет. Александра Никитина назначили тогда старостой общества. Трудами отца Александра в 1989 году на месте бывшей деревни Ельниково был возведен молельный дом, и в том же году в апреле освящен архиепископом Чебоксарским и Чувашским Варнавой. Начались работы по поиску места строительства соборного храма Новочебоксарска. Изначально администрация города настаивала на строительстве храма в пяти местах за чертой города, так как было очень много противников возведения храма в городе. В основном такая реакция горожан была связана во многом с многолетней советской антирелигиозной пропагандой. Но были и горожане, которые с радостью восприняли весть о строительстве храма. Многие из них жертвовали свои благоустроенные сады и огороды под будущую территорию храмового комплекса. Сейчас, быть может, многие из тех многочисленных противников раскаялись в своих действиях, но тогда старосте Александру Никитину было очень тяжело. Приходилось отчаянно и самоотверженно отстаивать в многочисленных ведомствах республики не только место строительства, но и само возведение храма.

Главной задачей для православного общества было построить храм именно в городе вблизи действующего родника, впоследствии освященного в честь Казанской иконы Божией Матери. По воле Божией церковному совету удалось отстоять место под строительство храма в центре города, именно в том месте, где изначально задумывалось, возле источника. По праву сегодня можно назвать тот день знаменательным днем для всего города, поскольку возведенный соборный храм явился не только духовным центром, но и визитной карточкой города Новочебоксарска.

Храм в честь равноапостольного князя Владимира г.НовочебоксарскВплоть до 1994 года отцу Александру вместе с будущим настоятелем соборного храма протоиереем Илией Карлиновым приходилось совмещать богослужения со строительством храма. 28 июля 1994 года во главе с владыкой Варнавой был освящен первый придел в честь святителя Николая Чудотворца, названный в честь снесенной церкви в селе Яндашево. 28 июля 1995 г. был освящен придел в честь иконы Божией Матери «Скоропослушница», и, наконец, 25 июня 1996 года патриархом Алексием II был освящен главный придел храма в честь святого благоверного князя Владимира, и новочебоксарская церковь получила статус собора. В 2000 году закончилось сооружение соборной площади и главных врат с подсветкой, перед которыми возвышается памятник великому князю Владимиру.В 1990 году, после окончательного сброса оков с православной церкви, владыка Варнава благословил отца Александра на принятие священства и в августе того же года его рукоположили во иерея Божия. Для отца Александра началось пророчески предсказанное его матерью пастырское служение на ниве Христовой.

Несмотря на почтенный возраст, отец Александр продолжает смиренно и самоотверженно нести свой нелегкий пастырский крест, всегда находя драгоценные слова утешения для нуждающихся в духовной помощи прихожан. Жертвенное служение Богу и непрестанный труд отца Александра на ниве Христовой был отмечен многими церковными и светскими наградами.

Остается только пожелать всему духовенству русской православной церкви телесных и духовных сил, многих и благих лет во славу Божию для продолжения столь необходимого для всех нас высокого пастырского служения.

Александр ФЕДОРОВ

Некоторые материалы позаимствованы с сайта

http://sobor-vladimira.prihod.ru/

ОСТАВЬТЕ ОТВЕТ

Этот сайт использует Akismet для борьбы со спамом. Узнайте, как обрабатываются ваши данные комментариев.