22-24 марта 2016 года в рамках плана совместных мероприятий школ, окормляемых приходом нашего храма, состоялись курсы подготовки учителей по социокультурному предмету «Истоки», который преподаётся для учащихся 1-9 классов образовательных учреждений нашего города. Вела курсы Надежда Сергеевна Белик, председатель Региональной общественной организации ХМАО-Югры «Центр духовно-нравственного развития «Истоки».
Согласно «Национальной доктрине образования в Российской Федерации» в которой подчеркивается, что «система образования призвана обеспечить воспитание патриотов России, граждан…, обладающих высокой нравственностью…», школа должна воспитывать национальное достоинство русского человека, формировать в душах молодого поколения те качества, которые во все времена отличали русский характер: доброту, открытость, достоинство, трудолюбие, патриотизм, сострадание, благородство, благочестие и многое др.
На решение этих задач и ориентирован социокультурный курс «Истоки». Программа курса «Истоки» разработана профессором И.А.Кузьминым, членом-корреспондентом РАЕН, генеральным директором Издательского дома «Истоки», и доктором исторических наук А.В.Камкиным, профессором Вологодского государственного педагогического университета.
Программа курса направлена на возрождение первоначального контекста категорий и ценностей, которые сложились в России на основе православной культуры. Усвоение знаний об отечественном социокультурном и духовно-нравственном опыте вырабатывает у учащихся «социальный иммунитет», позволяющий защитить их от негативных воздействий внешней среды и способствует решению важнейших задач:
- развитию духовно-нравственных основ образования;
- интеграции обучения и воспитания в единый образовательный процесс на основе ценностей отечественной культуры;
- формированию у учащихся гражданской ответственности;
- приобщению в равной степени представителей всех национальностей к родным истокам в условиях многоконфессиональности и поликультурных контактов современного общества.
Отличительным достоинством данного курса является то, что «Истоки» возрождают ценности, присущие большинству традиционных культур, способствуют приобщению в равной степени представителей всех национальностей, этнических групп, вероисповеданий к родным истокам, общечеловеческим ценностям. Для наших многонациональных школ это особенно актуально. « Истоки»- это разговор «от сердца к сердцу».
Социокультурный системный подход предполагает взаимодействие детей и взрослых. Поэтому важным направлением является взаимодействие с родителями учащихся, вовлечение их в совместную с детьми и учителями познавательную, культурную и досуговую деятельность. Организация взаимодействия учащихся и их родителей в значительной мере способствует развитию единого контекста воспитания в семье и школе, обеспечивает приобщение семьи к социокультурным категориям и ценностям поэтому образовательные, воспитывающие и развивающие возможности курса «Истоки» реализуются в школах не только в процессе обучения, но и во внеклассной и внеурочной деятельности. Программу курса «Истоки» дополняют программы внеурочной деятельности «Воспитание на социокультурном опыте» (целостная система внеклассных занятий, в которой участвуют три равных субъекта: дети, учитель, родители) и «Моя семья», задача которой — объединить усилия семьи и школы.
Присутствующие на курсах педагоги познакомились с содержанием курса, с особенностями истоковской методики, социокультурными технологиями эффективного обучения и воспитания, видами активных форм обучения: ресурсный круг, работу в парах и в группах, мнемотехнику, активный выбор, и др. Курсы прошли на высоком уровне. Тщательный отбор содержательных единиц, четкость и логичность изложения материала, соответствующее звуковое оформление, мультимедийное сопровождение, множество примеров из собственной практики и опыта работы коллег как в городе, так и других регионах, позволили Надежде Сергеевне завладеть вниманием и зажечь любовью к «Истокам» сердца всех педагогов, пришедших на курсы, что подтверждается положительными отзывами всех участников мероприятия, результатами рефлексии.